Составляющие бизнес-плана
Хоть разновидностей бизнес-плана и немало, тем не менее, современные деловые обычаи уже довольно четко могут обозначить его стандартную структуру, а также названия и основное содержание разделов. Разработка бизнес плана обычно включает в себя следующие разделы:
- Титульный лист - он является лицом бизнес-плана. Здесь указано название организации и ее адрес, имена учредителей, месторасположение организации, суть и стоимость предлагаемого проекта и отсылки на секретность.
- Вводная часть, или резюме - это основная суть, задачи, цели проекта, новизна предлагаемых продуктов и услуг, краткие сведения об объемах планируемых продаж, прибыли, затратах, оценка срока возвращения кредита.
- Подробное описание предлагаемого товара или услуги - его потребительские свойства, отличительные особенности от аналогичных товаров и услуг конкурентов, технические параметры, защищенность различными патентами, условия эксплуатации.
- Стратегия маркетинга - готовые маркетинговые исследования с прогнозами цен, рекламы, каналов сбыта, анализом различных факторов реализации, на основании всего этого дается прогноз объема продаж.
- Организационный план - включает организационную и функциональную структуру предприятия, ее штатное расписание, роль ведущих сотрудников в процессе управления предложенного бизнес-плана и их должностные инструкции, в каком порядке взаимодействуют между собой службы предприятия. Указаны потребности в рабочей силе, организация оплаты и условия труда.
- План производства - описывает процесс производства. В данном разделе бизнес-плана рассчитываются: потребность в мощностях производства, необходимость в материальных ресурсах и дополнительном оборудовании, трудоемкость продукции, себестоимость производимого товара, издержки производства.
Здесь идут предложения по поставке сырья и материалов изделий, включая полный перечень условий (их цена, количество и качества), перечисляются основные операции по сборке и обработке, по охране окружающей среды и утилизации отходов. - Финансовый план, содержащий прогноз расходов и доходов, денежные поступления и платежи, а также сводный баланс активов и пассивов. В финансовом плане определяется потребность в инвестировании и ожидаемые источники финансирования, идет расчет времени полной окупаемости проекта, определяется потребность в оптимальных запасах ресурсов и в оборотном капитале
- Страхование и оценка риска проекта. В грамотном бизнес-плане обязательно должна присутствовать оценка вероятных рисков, меры и способы их профилактики и страхования. Чаще всего при планировании прибегают к страхованию имущества, включая автотранспорт, страхованию грузов, и страхованию ответственности перед третьими лицами.